Образование
С января 2016 года дошкольное учреждение работает по основной образовательной программе.
Основная образовательная программа (ООП) БДОУ г. Омска «Детский сад № 14 общеразвивающего вида» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
При разработке ООП использовались:
- Примерная программа «Детство»;
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стеркина
- Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева.
- Программа экологического воспитания детей в детском саду «Юный эколог» С.Н. Николаева.
- Программа «Светофор», Т.И.Данилова.
- Авторская программа «Цветные ладошки», И.А.Лыкова
- Региональная программа «Омское Прииртышье» авторы составители: Борцова Л.В., Гаврилова Е.Н., Зенова Н.В и др.
Ведущими целями ООП являются:
- Индивидуализация дошкольного образования;
- Сотрудничество ДОУ с семьей;
- Ориентация на познавательные интересы ребенка.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Основные принципы построения Программы:
- Принцип гуманизации образования;
- Принцип природосообразности;
- Принцип деятельностной направленности образования;
- Принцип осознанного взаимодействия воспитывающих взрослых;
- Принцип регионализации образования;
- Принцип непрерывности;
- Принцип интеграции.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей в соответствии с ФГОС, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как: патриотизм, духовность, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса осуществляет педагог-психолог. Педагог-психолог для обеспечения эмоционально комфортного пребывания детей в ДОУ проводит активную работу по всем направлениям своей деятельности: диагностика, просвещение, профилактика, консультации, коррекционно-развивающая работа. В русле просвещения и консультативной деятельности с педагогами и родителями решались проблемы воспитания и обучения детей, предоставлялась информация об оптимальном решении возникающих трудностей.
Программа (ООП ДО) подчеркивает ценность семьи, как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Для реализации поставленных задач, детский сад использует следующие формы работы по взаимодействию с родителями: анкетирование и тестирование, родительские собрания (проводимые в разных активных формах), управление БДОУ через попечительский совет, родительский комитет, консультирование, семинары-практикумы, родительские уголки и информационные стенды, дни открытых дверей, дни добрых дел, экскурсии по БДОУ, участие в создании развивающей среды; участие в педагогическом процессе (открытые просмотры, привлечение к подготовке утренников, праздников); совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов и родителей (тематические вечера, семейные праздники, проекты и др.).
Воспитательно-образовательная программа «ДЕТСТВО»
Развитие ребенка в данной программе понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Авторы исходят из того, что характер детской деятельности и особенности взаимоотношений детей с окружающими обуславливают естественное возникновение и развитие перспективных психологических новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах.
Основная цель программы: начальная социализация и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Главные задачи программы:
1. ввести ребенка в основные сферы бытия, в мир людей, предметов, в мир природы;
2. помочь ребенку осознать себя субъектом собственных действий и переживаний.
Программа включает в себя 4 основных блока:
Блок «Познание» направлен на освоение разнообразных способов познания окружающих предметов (сравнение, обобщение, элементарный анализ), на развитие познавательной активности.
Итогом освоения этого блока является:
1. освоение способов умственной деятельности;
2. развитие интереса к познанию;
3. интеллектуальная готовность к обучению в школе.
Блок «Гуманное отношение» ориентирует дошкольников на доброжелательное, бережное отношение к людям, что предполагает понимание эмоциональных состояний другого человека, способность к сопереживанию, активное, действенное отношение к другим людям.
Итогом освоения этого блока является:
1. социально-нравственная готовность к обучению в школе;
2. формирование социального статуса, умения общаться.
Блок «Созидание» предусматривает освоение разнообразных способов деятельности: трудовых, игровых, художественных, творческих и т.д. Творчество должно присутствовать в любой деятельности ребенка.
Итогом освоения этого блока является:
1. развитие культуры деятельности;
2. развитие самостоятельности, инициативы, развитие творческого начала.
Блок «Здоровый образ жизни» ставит своей задачей создать условия для полноценного физического и психического самочувствия детей в детском саду. Помочь освоить культуру личной гигиены, приобщить к здоровому образу жизни.
Итогом освоения этого блока выступает:
1. физическая готовность к обучению в школе;
2. приобщение к здоровому образу жизни.
Девиз программы «Детство»: «Чувствовать – Познавать – Творить». Исходя из этого, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ идет по трем линиям.
Линия чувств. Задача: развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
Линия познания. Задача: развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному размышлению, развитие познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.
Линия творчества. Задача. Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность.
В результате работы с детьми по программе «Детство» на выходе ребенка из ДОУ у него должна быть сформирована готовность к школе: интеллектуальная, физическая, социально-нравственная, а также развиты творческие способности. Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие критерии
Дополнительные воспитательно-образовательные программы
- «Теория и методика экологического образования детей» С.Н.Николаева
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, в дошкольном детстве формируются первоосновы экологического мышления, экологической культуры.
Цель программы: обеспечить экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных на возраст сведений о природе.
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева
Цель программы: приобщение детей ко всем видам национального искусства (от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра), развитие личностной культуры ребенка как основы его патриотических чувств и любви к Родине.
Приоритеты программы:
1. окружающие предметы, воспитывающие в ребенке чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
2. шире использовать в образовательной деятельности фольклор во всех его направлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.)
3. большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
4. знакомить детей с народной декоративной росписью.
- «Цветные ладошки» И.А.Лыкова
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет содержит полный курс занятий лепкой, аппликацией и рисованием. Все занятия программы взаимосвязаны, содержательны и направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Работа по программе основана на взаимосвязи познавательной и продуктивной деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Цель программы: формировать и развивать способность детей к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа
- «Безопасность» Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Цель программы: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.
- «Светофор» Т.И.Данилова
Цель программы: формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи программы:
* создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
* развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
* вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
* воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, рассматривание иллюстраций, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, досуги, праздники, соревнования и т.п.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
на 2015-2019 год
«Развитие интегративных качеств у детей дошкольного возраста через экологическое воспитание»
Цель: развитие интегративных качеств у детей дошкольного возраста через экологическое образование и в сотрудничестве с семьей и социумом.
Задачи программы:
1. Совершенствовать развитие самоуправления в ДОУ и модель образовательного учреждения в соответствии с запросами социума, расширяя количество образовательных услуг, обеспечивающих его конкурентноспособность.
2. Скорректировать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО, примерной основной общеобразовательной программой для обеспечения разностороннего развития с учетом познавательных потребностей и индивидуальных возможностей детей.
3. Стабилизировать достигнутый уровень состояния физического здоровья и медицинского сопровождения образовательного процесса посредством совершенствования материально-технических, кадровых и организационно-методических условий.
4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ, создавая условия для развития их субъектной позиции.
5. Расширять взаимодействие ДОУ с социумом (семьей, школой, социокультурной средой города, села и др.).
6. Обогащать предметно-развивающую среду и материально-техническую базу ДОУ согласно современным требованиям.
Новая Программа развития направлена на создание таких условий пребывания ребенка в ДОУ, чтобы ему хотелось не только пребывать в детском саду, не только обучаться, но и получать радость от успеха своей деятельности, быть в центре внимания своих сверстников, получать одобрение своих педагогов, быть успешным.
Реализация Программы детского сада и образовательной деятельности с детьми, как предусмотрено в Стандарте, осуществляется через особые структурные единицы – образовательные области, которые представляют собой «определенные направления развития и образования детей». Это означает, что экологическое воспитание должно вписаться в эти образовательные области и осуществляться через них.
Результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребенка ключевые компетенции:
- умение общаться с целью - быть понятым.
- умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими
- владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации
- умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки)
- готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам
- готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни