Образование

С января 2016 года дошкольное учреждение работает по основной образовательной программе.

Основная образовательная программа (ООП) БДОУ г. Омска «Детский сад № 14 общеразвивающего вида» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

При разработке ООП использовались:

- Примерная программа  «Детство»;

- «Основы безопасности детей дошкольного   возраста» Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стеркина

- Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева.

- Программа экологического воспитания детей в детском саду «Юный эколог» С.Н. Николаева.

- Программа «Светофор», Т.И.Данилова.

- Авторская программа «Цветные ладошки», И.А.Лыкова

- Региональная программа «Омское Прииртышье» авторы составители:  Борцова Л.В., Гаврилова Е.Н., Зенова Н.В и др.

Ведущими целями ООП являются:

  • Индивидуализация дошкольного образования;
  • Сотрудничество ДОУ с семьей;
  • Ориентация на познавательные интересы ребенка.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Основные принципы построения Программы:

  • Принцип гуманизации образования;
  • Принцип природосообразности;
  • Принцип деятельностной направленности образования;
  • Принцип осознанного взаимодействия воспитывающих взрослых;
  • Принцип регионализации образования;
  • Принцип непрерывности;
  • Принцип интеграции.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей в соответствии с ФГОС, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как: патриотизм, духовность, активная жизненная позиция,  творческий подход в решении различных  жизненных ситуаций,  уважение к традиционным ценностям.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса осуществляет педагог-психолог. Педагог-психолог для обеспечения эмоционально комфортного пребывания детей в ДОУ проводит активную работу по всем направлениям своей деятельности: диагностика, просвещение, профилактика, консультации, коррекционно-развивающая работа. В русле просвещения и консультативной деятельности с педагогами и родителями решались проблемы воспитания и обучения детей, предоставлялась информация об оптимальном решении возникающих трудностей.

Программа (ООП ДО) подчеркивает ценность семьи, как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообраз­ной деятельности в детском саду и семье;
  • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Для реализации поставленных задач, детский сад использует следующие формы работы по взаимодействию с родителями: анкетирование и тестирование, родительские собрания (проводимые в разных активных формах), управление БДОУ через попечительский совет, родительский комитет, консультирование, семинары-практикумы, родительские уголки и информационные стенды, дни открытых дверей, дни добрых дел, экскурсии по  БДОУ, участие в создании развивающей среды; участие в педагогическом процессе (открытые просмотры, привлечение к подготовке утренников, праздников); совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов и родителей  (тематические вечера, семейные праздники, проекты  и др.).

Воспитательно-образовательная программа «ДЕТСТВО»

Развитие ребенка в данной программе понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Авторы исходят из того, что характер детской деятельности и особенности взаимоотношений детей с окружающими обуславливают естественное возникновение и развитие перспективных психологических новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах.

Основная цель программы: начальная социализация и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Главные задачи программы:

1. ввести ребенка в основные сферы бытия, в мир людей, предметов, в мир природы;

2. помочь ребенку осознать себя субъектом собственных действий и переживаний.

Программа включает в себя 4 основных блока:

Блок «Познание» направлен на освоение разнообразных способов познания окружающих предметов (сравнение, обобщение, элементарный анализ), на развитие познавательной активности.

Итогом освоения этого блока является:

1. освоение способов умственной деятельности;

2. развитие интереса к познанию;

3. интеллектуальная готовность к обучению в школе.

Блок «Гуманное отношение» ориентирует дошкольников на доброжелательное, бережное отношение к людям, что предполагает понимание эмоциональных состояний другого человека, способность к сопереживанию, активное, действенное отношение к другим людям.

Итогом освоения этого блока является:

1. социально-нравственная готовность к обучению в школе;

2. формирование социального статуса, умения общаться.

Блок «Созидание» предусматривает освоение разнообразных способов деятельности: трудовых, игровых, художественных, творческих и т.д. Творчество должно присутствовать в любой деятельности ребенка.

Итогом освоения этого блока является:

1. развитие культуры деятельности;

2. развитие самостоятельности, инициативы, развитие творческого начала.

Блок «Здоровый образ жизни» ставит своей задачей создать условия для полноценного физического и психического самочувствия детей в детском саду. Помочь освоить культуру личной гигиены, приобщить к здоровому образу жизни.   

Итогом освоения этого блока выступает:

1. физическая готовность к обучению в школе;

2. приобщение к здоровому образу жизни.

Девиз программы «Детство»: «Чувствовать – Познавать – Творить». Исходя из этого, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ идет по трем линиям.

Линия чувств. Задача: развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

Линия познания. Задача: развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному размышлению, развитие познавательных процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.

Линия творчества. Задача. Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность.

В результате работы с детьми по программе «Детство» на выходе ребенка из ДОУ у него должна быть сформирована готовность к школе: интеллектуальная, физическая, социально-нравственная, а также развиты творческие способности. Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие критерии


Дополнительные воспитательно-образовательные программы

- «Теория и методика экологического образования детей» С.Н.Николаева

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, в дошкольном детстве формируются первоосновы экологического мышления, экологической культуры.


Цель программы
: обеспечить экологическое воспитание детей дошкольного возраста.


Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных на возраст сведений о природе.


- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева

Цель программы: приобщение детей ко всем видам национального искусства (от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра), развитие личностной культуры ребенка как основы его патриотических чувств и любви к Родине.

Приоритеты программы:

1. окружающие предметы, воспитывающие в ребенке чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.

2. шире использовать в образовательной деятельности фольклор во всех его направлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.)

3. большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

4. знакомить детей с народной декоративной росписью.


- «Цветные ладошки» И.А.Лыкова

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет содержит полный курс занятий лепкой, аппликацией и рисованием. Все занятия программы взаимосвязаны, содержательны и направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Работа по программе основана на взаимосвязи познавательной и продуктивной деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

Цель программы: формировать и развивать способность детей к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа


- «Безопасность» Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Цель программы: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.


- «Светофор» Т.И.Данилова

Цель программы: формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи программы:

* создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;

* развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;

* вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;

* воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, рассматривание иллюстраций, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, досуги, праздники, соревнования и т.п.


ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
на 2015-2019 год

«Развитие интегративных качеств у детей дошкольного возраста через экологическое воспитание»

Цель: развитие интегративных качеств у детей дошкольного возраста через экологическое образование и в сотрудничестве с семьей и социумом.

Задачи программы:

1. Совершенствовать развитие самоуправления в ДОУ и модель образовательного учреждения в соответствии с запросами социума, расширяя количество образовательных услуг, обеспечивающих его конкурентноспособность.

2. Скорректировать образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО,  примерной основной общеобразовательной программой для обеспечения разностороннего развития с учетом познавательных потребностей  и индивидуальных возможностей детей.

3. Стабилизировать достигнутый уровень состояния физического здоровья и медицинского сопровождения образовательного процесса посредством совершенствования материально-технических, кадровых и организационно-методических условий.

4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ, создавая условия для развития их субъектной позиции.

5. Расширять взаимодействие ДОУ с социумом (семьей, школой, социокультурной средой города, села и др.).

6. Обогащать предметно-развивающую среду и материально-техническую базу ДОУ согласно современным требованиям.

 Новая Программа развития направлена на создание таких условий пребывания ребенка в ДОУ, чтобы ему хотелось не только пребывать в детском саду, не только обучаться, но и получать радость от успеха своей деятельности, быть в центре внимания своих сверстников, получать одобрение своих педагогов, быть успешным.

Реализация Программы детского сада и образовательной деятельности с детьми, как предусмотрено в  Стандарте, осуществляется через особые структурные единицы – образовательные области, которые представляют собой «определенные направления развития и образования детей». Это означает, что экологическое воспитание должно вписаться в эти образовательные области и осуществляться через них.

Результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребенка ключевые компетенции:

- умение общаться с целью - быть понятым.

- умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими

- владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации

-  умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки)

- готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам

- готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни

 

Кружковая работа