Из опыта работы

Дюсембина Н.К.

Формы взаимодействия с родителями

Хочу поделиться опытом работы с родителями. Я работаю почти тридцать лет с детьми. И каждый раз когда принимаю незнакомую мне группу, меня в одинаковой степени волнует, что из себя представляют мои будущие воспитанники, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками? Знакомство с жизнью семьи начинаю с родословной, которая наглядно показывает, где и кем работают родители, как они трудятся, какую пользу приносят окружающим людям. Благодаря родословной можно узнать, чем занимаются бабушки и дедушки, кем бы хотели стать дети, когда вырастут, на кого они хотят быть похожими, какими видят себя в будущем.

Постоянно провожу беседы с родителями. В этих беседах мы обмениваемся мнениями по разным вопросам. Чтобы ответить на все интересующие родителей вопросы организовываю консультации с приглашением заведующего ДОУ, педагога-психолога, медицинской сестры. Такие консультации помогают ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна. А главное родители убеждаются: в детском саду они всегда найдут поддержку и совет.

Провожу групповые собрания с разнообразной повесткой дня. Каждый раз стараюсь на родительском собрании заинтересовать родителей, сформировать у них активную позицию по отношению к жизни в ДОУ.

  • беседы по теме наиболее важной для воспитания детей;
  • открытое занятие;
  • музыкальное развлечение;
  • инсценировка сказки;
  • выступление врача, медицинской сестры или музыкального работника;
  • выступление родителя «Об опыте семейного воспитания»;
  • выступление детей «Устами младенца».

Периодически приглашаю родителей на занятия, где они могут понаблюдать за тем, как работает ребёнок, порадоваться его успехам, увидеть чего достиг, а на что обратить внимание.

Мои воспитанники вместе со своими родителями являются активными участниками конкурсов, проводимых как в детском саду, так и в городских мероприятиях. Так, Скулкин Степа принял участие в городском конкурсе «Знай-Ка» и занял 4 место. Папа Степы, Денис Александрович, организовал нам поездку в учреждение, где проходил конкурс. В 2012 году проходил городской конкурс «Все-Знай-Ка». Мои девочки Ожигина Настя, Пилипенко Кристина вошли в сборную команду нашего ДОУ «Кнопочки» и порадовали своими знаниями жюри, показали отличный результат и в детский сад вернулись с грамотами, подарками. Папа Кристины, Сергей Владимирович, взял на себя все трудности по организации поездки команды на конкурс, а мама, Анастасия Ивановна, поддерживала нашу команду на конкурсе и  тоже была участницей в некоторых заданиях. Запомнилась мне и семья Плотниковых: Андрей Владимирович, Елена Алексеевна и Дима, которые участвовали в городском спортивном марафоне «Папа, мама, я – спортивная семья», защищая честь детского сада. В 2010 году мой воспитанник Харюшин Андрей был награждён дипломом и медалью за 1 место в соревнованиях по плаванию «Сильные духом». Мне приятно и радостно, что дети и родители с большой ответственностью относятся к таким мероприятиям как «Роднички». И уже не первый год мои воспитанники участвуют и занимают призовые места. Радует и то, что ребята принимают участие не только в интеллектуальных и спортивных мероприятиях, но и творческих. Например, Кравченко Денис был награждён дипломом победителя конкурса рисунков «Моя любимая игрушка» и поощрён ценным подарком от спонсоров, а рисунок его был размещён в журнале «1ый Детский».

"ЗНАЙ-КА" "СИЛЬНЫЕ ДУХОМ" команда "Кнопочки" "РОДНИЧКИ"

Вот и в этом году мне повезло с детьми и родителями. Замечательные детишки, заботливые мамы, папы, бабушки и дедушки. Летом мы подготовили группу к новому учебному году, обновили новой мебелью игровые центры. Свой труд вложили семья Лизуновых, Баганец. Герасюк Наталья Евгеньевна пополнила театральный уголок замечательными куклами-клоунами. Савельев Анатолий Викторович обновил на участке скамейки, стол, песочницу для удобства детишек в игре. Большую помощь оказывает мне родительский комитет (Соколова В.Г., Баганец Т.В., Смелая Е.М., Герасюк Н.Е., Семенова Е.Н.), с помощью которого стараюсь приобщить к работе всех родителей. Все наши групповые мероприятия провожу с участием родителей. Это и спортивное соревнование «Папа, мама, я – дружная семья», где участвовали семьи Семенченко, Соколовых, Атрашкевич, Герасимовых, Самусенко.

Осенью в детском саду ко Дню Матери была организована выставка «Мамы рукодельницы». А руки у родителей моих воспитанников действительно умелые. Они любят рисовать, выжигать, вышивать. В выставке приняли участие Ермола Галина Васильевна. Ещё в детстве её мама научила вышивать крестиком интересные  рисунки и хотя прошло много времени с тех пор, но Галина Васильевна чтит традиции семьи. И сейчас она вместе с внучкой Дашей не пропускают ни один конкурс. А какие удивительные  работы принесла на выставку Герасюк Наталья Евгеньевна мама Маши. Она любит вязать для своей любимой дочки. Своим мастерством, умением Наталья Евгеньевна  доказала, что руки у неё умелые. Головченко Ольга Викторовна, Айтенова Асель Зейкеновна  также приняли участие в выставке.      

Папа, мама, я -

дружная семья

работа Ермола Г.В. Герасюк Н.Е.

Каждый год в нашем детском саду проходят выставки рисунков и поделок на тему «Краски осени», «Новогодняя игрушка». Такая форма работы позволяет родителям и детям раскрыть свои творческие способности в семейном совместном кругу. В этом году интересно прошла выставка «Краски осени». Наша группа заняла 1 место по количеству работ, представленных на выставке. Всем участникам были вручены призы: замечательные книжки-раскраски с наклейками, а победителями конкурса стали Герасимова Лиза, Катаева Маша, Смелая Даша.

В этом учебном году в нашем БДОУ проходили интересные педагогические советы на темы: «Будем здоровы», «В стране родного языка», «Мир в котором я живу». Наши родители не только приобрели теоретические знания по этим образовательным областям, но и сами принимали активное участие в подготовке материалов к педсоветам.

Так, готовясь к педагогическому совету «Будем здоровы» в группе оформили вместе с детьми уголок «Создаём азбуку здоровья». Родители приняли активное участие в создании этого уголка: выпустили семейные газеты «Здоровым быть – вот это Да!», меню здоровья, рецепты «Полноценная еда – для здоровья нам нужна», «Это Даша – а это её каша». Сами родители убедились, что их участие в жизни группы необходимо не потому, что этого хочет воспитатель, а потому что это важно прежде всего для ребёнка и для них  самих.

Большую работу провела с детьми и родителями по подготовке к педагогическому совету по художественной литературе «В стране родного языка». Мы должны помнить всегда - речь ребёнка развивается не только посредством специальных методик, но и, что гораздо важнее и понятнее для ребенка, во время непосредственного общения с ними, взрослыми  людьми. Если не развивать, не поддерживать интерес к языку ,то он угаснет, а отсюда трудности, «нелюбовь» к изучению русского языка. Круг чтения у детей 5-6 лет продолжает расширяться и усложняться. В него входят уже не только произведения детской литературы, но и сложные тексты различных видов и жанров, имеющие скрытый подтекст (бытовая сказка, былина, басня). Произведения усложняются с точки зрения художественности. Их выбор и тематика будут зависеть от специфики читательских интересов детей, от особенностей семейного чтения. Готовясь к педагогическому совету по художественной литературе, оформила информацию для родителей, озаглавив словами С.В.Михалкова: «Человек начинается с детства». Оформила в группе содержательный "Речевой центр", куда поместила художественную литературу, занимательные книжки-раскладки, карточки-модели, схемы для самостоятельного составления сказок, рассказов, логопедические  альбомы, атрибуты для речевой гимнастики. Предлагала детям выполнить разнообразные домашние задания: выполнить рисунки к прочитанным сказкам, принести книжки-раскраски и др. Вместе мы оформили раскладку «Театр сказок». Дети воспринимают окружающий мир целостно, образно-эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду или в семейном кругу. Особое место в художественных постановках мы уделяли сказкам, основанным на стихотворных текстах. Благодаря простоте и музыкальности звучания слов дети, играя роль, легко их запоминают, приобретают вкус к образным выражениям.

   
Выставка книг   "Театр сказок"  

Выставка

"Моя любимая сказка"

Следующая выставка в нашей группе «Карусель, карусель – это радость для всех» также оказалась интересна для всех. В ней приняли участие родители и дети: Айтенова Самира и дедушка, Байманова Анеля и тётя, Дубинкина Милана и мама, Катаева Маша и мама, Лизунова Софья и мама Малинин Артём и мама, Никифоров Максим и тётя, Серикова Даша и мама, Семенченко Саша и мама, Соколов Ярослав и мама, Тарасенко Кирилл и мама, Шадрин Матвей и мама.

А.С. Пушкин – самый любимый писатель в нашей  стране. Его все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть. Сказки А. С. Пушкина –  это  универсальные произведения, которые интересны и взрослому и ребенку.  Каждый  найдет в них что-то для себя.

Любят сказки все на свете

Любят взрослые и дети,

Любят слушать и смотреть,

Сказки могут душу греть.

Чудеса в них происходят

Люди к счастью путь находят.

И конечно же добро

Побеждает ложь и зло.

Выставка рисунков по сказкам А.С.Пушкина «Любимые сказки» оказалась интересной и неповторимой. В ней приняли участие Никифоров Максим и тётя, Захарчева Лера и мама, Горбунова Юля, Баганец Милана, Осинцева Софья и мама, Лизунова Софья, Головченко Даша, Атрашкевич Стас и мама.

     
Выставка рисунков "Карусель, карусель..."  

Выставка

"Любимые сказки"

  Выставка рисунков по произведениям А.Барто  

В рамках работы по воспитанию интереса у детей к художественной слову, для того, чтобы заинтересовать и сформировать желание научится читать мною был оформлен  красочный альбом «Как хорошо уметь читать», который постоянно пополняется. Большую помощь в создании альбома мне оказали Баганец Т.В., Дубинкина Ю.А., Семёнова Е.Н., Головченко О.В., Свешникова Н.А. У нас в группе есть читающие дети (Кириченко Иван, Никифоров Максим, Савельева Алиса, Смелая  Даша, Костяная Надя). Они умело пользуются этим альбомом, легко находят знакомые сказки, читают самостоятельно и  рассказывают детям.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

                                                                                                       (В.Берестов)

   
Альбом для детей   Даша С. "Света думает"   Альбом "У сказки тихий голосок"

 

В рамках работы по воспитанию интереса у детей к художественной литературе выпустила альбом для работы с детьми по художественной литературе "У сказки тихий голосок"

Таким образом, наша группа заняла 1 место по материалам к педагогическому совету. Мы были самые лучшие, чему радовалась не только я, но и дети вместе с родителями.

Развлечение «Я тоже буду Родине служить» не остался без участия взрослого. Родители моих ребят были на работе, и на помощь мне пришла бабушка Максима Никифорова. Вместе с ней мы подобрали костюмы для  выступления, приготовили атрибуты для танца. А после праздника девочки вручали мальчикам подарки. Вера Николаевна раздала сладкие угощения детям. Праздник удался. Очень было приятно видеть рядом  с собою такого доброго, отзывчивого помощника, как Вера Николаевна.

В течение года мои воспитанники участвуют в конкурсе «Солнечный круг». Родителям сначала было не понятно, что это за конкурс? Что он дает? Для чего это нужно? Поэтому в первом туре мы не участвовали. Но убедив родителей, что участие в конкурсе дает положительный результат в организации ребенка к работе, пополняет словарный запас, расширяет кругозор знаний, идет подготовка к школе, к самостоятельности, уверенности в себе, стремление быть лучшим (первым). И только после беседы с родителями уже на второй тур записалось 22 ребенка, третий тур 24, четвертый 25 детей. Родители интересовались результатами конкурса, ждали следующий тур. Им интересны были все темы.

Работать стало интереснее, увлеклись не только дети, но и родители. Мы живём одной семьёй, радуемся своим успехам и, конечно, учимся. Систематически знакомим родителей со следующей темой педагогического совета, рассказываем и иллюстрируем в уголках и стендах, что изучают дети.

В группе созданы все условия для игры. Родители (Осинцева Е.А., Захарчева О.А., Тарасенко) пополнили игровые центры новыми играми, атрибутами к сюжетно-ролевым играм «Супермаркет», «Булочная», «Банк», «01-спешит на помощь». Играя в такие игры, у детей развивается воображение, память, воспитываются и нравственные качества; доброта, дружба в коллективе, совесть, честность.

После каждого праздника, конкурса подвожу итоги. Выпускаю газету с фотографиями. Благодарю тех, кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и помогает в организации работы в группе.

В результате такой работы у детей и родителей появился не только интерес, но и стремление к участию, к личным победам. И знаете, совсем неплохо получается. Конечно, приходится ежедневно работать с полной отдачей. Очень трудно, но видеть радость в глазах детей это и есть результат моей работы. Впереди подготовительная группа, много планов, задумок и я надеюсь, что с такими родителями и детьми у нас реализуется много творческих планов.

В открытые окна влетает

Весенний погожий денек

И каждый мечтает,

О счастье мечтает

И, может, тот день не далек…