Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии
В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

• полное игнорирование реакций ребенка;
 выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно …», «Ты сердит на  меня …»);
 переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, снять белье с веревки»);
 позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому, что ты устал»).

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию для привлечения внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно  выслушать и переключить его внимание на что-то другое.


2. Акцент внимания на поступках (поведении), а не на личности.
После того как ребенок успокоился, необходимо обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания вызывают раздражение  и протест, и уводят от решения проблемы.


Анализируя поведения ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошла в данный момент, не припоминая прошлых поступков. Иначе  у  ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо «чтения морали» лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия вредит  ему самому. Очень важно также указать на возможные  конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.


Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи. Она позволяет ребенку снять напряжение вызванное чувством, что его не понимают.

Для этого используются такие приемы:

 констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);
 констатирующий вопрос («Ты злишься?»);
раскрытие мотивов агрессивного поведения  («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь показать силу?»);
обнаружение своих чувств по отношению к нежелательному поведению («Меня огорчает (Я сержусь), когда со мной говорят в таком тоне»);
обращение к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый должен проявить три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последнее касается только конкретного поступка, ребенок должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.


3. Контроль над собственными негативными эмоциями
Взрослым необходимо тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, беспомощность. Взрослым нужно признать естественность этих негативных переживаний.


Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого.


4. Снижение напряжения
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией  - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжения и агрессию, являются:

повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);
крик, негодование;
агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные и сцепленные руки;
сарказм, насмешки, высмеивание;
втягивание в конфликт посторонних людей;
использование физической силы;
непреклонное настаивание на своей правоте;
обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда …», «Ты никогда не …»;
сравнение ребенка с другими детьми – не в его пользу.


5. Сохранение положительной репутации ребенка
Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него – публичное осуждение. Негативный ярлык опасен – закрепившись за ребенком, он становится самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.


Образец конструктивного поведения:

прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
 внушение спокойствия невербальными средствами;
 пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
использование юмора.