Готовимся к школе

Личностная готовность ребенка к обучению  в школе

Поступление в школу – это очень важный и переломный момент в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребенка в системе общественных отношений: из позиции «играющего» ребенок переходит в позицию «учащегося». Новое положение дошкольника в обществе состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно-значимой деятельностью. За результаты своего учения ребенок несет ответственность перед учителем, школой и своей семьей. Из дошкольного детства с играми и малым числом общественных обязанностей ребенок переходит в совсем  другой мир, где он подчиняется  системе строгих, одинаковых для всех школьников прав и обязанностей.


Поэтому личностная готовность ребенка к обучению в школе заключается прежде всего в формировании у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, что отражается в отношении ребенка к содержанию новой деятельности, к учителям, к школе в целом.


В личностную готовность входит  и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не с внешней стороной (атрибутами школьной жизни – портфель, учебники, тетради…), а возможностью получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Здесь очень важно наличие выраженного интереса к учению, к приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире. Таким образом,  ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.


Личностная готовность также предполагает определенный уровень развитие эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно сильная эмоциональная устойчивость, на основе которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. Ребенка ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то,  что ему хочется, а и то, что от него требует учитель, школьный режим, программа. Поэтому, как показывают специальные исследования, первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения целей, формирование у детей спокойного отношения к трудностям, стремление преодолевать их.


Как подготовить ребенка к школе

Важное значение в плане подготовки к школе имеет воспитание умения производить действия в уме. Умение действовать в уме, находить решение про себя – одно из важнейших условий успешного обучения в школе. Постарайтесь создавать больше ситуаций (жизненных, а не арифметических), требующих действий в уме. Полезны здесь шашки и др. настольные игры, кроме тех, где выигрыш зависит от случая, в какую лунку шарик закатится. Возьмите с собой ребенка на почту, в магазин (но не в час пик, когда все раздражены). Попробуйте поставить перед ребенком какую-то выполняемую задачу: подписать вместе конверт, а он его опустит в ящик, купить булку хлеба и т.д. Стройте предложения и ответы на вопросы ребенка развернуто.


Полезно развивать произвольность ребенка. Игра на развитие самоконтроля: «ДА и НЕТ не говорить». Для этого надо подготовить несложные вопросы, чтобы с их помощью активизировать внимание ребенка. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? И т.д. Изредка задавать вопросы, требующие утверждения или отрицания. Например: ты мальчик? Для разнообразия включите запреты на другие слова.


Научите ребенка планировать свои действия и доводить их до конца. С этой целью перед предстоящей деятельностью ребенку задается вопрос: «Как ты будешь это делать?», «Для чего ты это делаешь?» и т.п. В конце – подведение итогов. По возможности демонстрируйте другим членам семьи, знакомым, гостям успехи ребенка.


Готовность к школе непосредственно связана с развитием воображения. Сформированное воображение является основой  логического и теоретического мышления, так как предполагает возможность «играть» с ситуацией, рассматривать ее с различных сторон, отвлекаясь от несущественных признаков и вычленяя важное и значимое в ситуации. Развитое воображение позволяет ребенку подготовиться к неудачам. У ребенка легче вырабатывается переосмысление трудной ситуации и формируется понимание возможности ухода от неприятной ситуации.


Полезным для формирования готовности ребенка к обучению будет развивать его воображение, а для этого с ним нужно играть. В игре ребенок научается следить за своими эмоциям, анализировать их, учится управлять ими. Он накапливает в игре свой опыт, действует в определенной предметной среде. Все это способствует появлению и развитию внутренней позиции, дает ему возможность осмыслить и переосмыслить ситуацию, способствует появлению «умных» эмоций и подготавливает к переходу на новую возрастную ступень – младший школьный возраст, к новой ведущей деятельности – учебной.


Развитие школьной мотивации

Сообщаемый детям материал о школе должен быть понят ими и прочувствован. Например, рассказывая о своих учителях, школе, читая художественную литературу, просматривая кинофильмы, телепередачи о школьной жизни, обязательно обсудите просмотренное, прочитанное. Игры в школу, организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей создают положительную установку у ребенка. Разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, учения. Так, в поисках решения возникшей проблемы вместе с ребенком обращаемся к книгам.