Помощь родителей или давай вместе

Если ребенок делает «не то», не слушается, раздражает? Как быть в этих случаях? Представьте себе картину: малыш увлеченно возится с мозаикой. Получается у него не все как надо: мозаинки рассыпаются, перемешиваются, не сразу вставляются, да и цветочек получается «не такой». Вас хочется вмешаться, научить, показать. И вот вы не выдерживаете: «Подожди, - говорите вы, - надо не так, а вот так». Но ребенок недовольно отвечает.  «Не надо, я сам».


Разные дети по-разному реагируют на родительские «не так»: одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи бунтуют. Все они показывают, что детям не по нраву такое обращение. Почему? Давайте вспомним себя детьми. Как долго у нас самих не получалось написать букву, чисто подмести пол? Теперь эти дела нам кажутся простыми. И когда мы навязываем эту «простоту» ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок вправе на нас обижаться!


Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца и делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручонками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри, как надо!» Или: «Ну что ты все качаешься? Сколько раз тебе говорила, не маши руками!» Нелепо? Так же нелепы с психологической точки зрения любые критические замечания, обращенные к человеку, который учится что-либо делать сам!   


Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!».

Представьте себе круг дел (можно даже составить их список), с которыми ваш ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно.

Для начала выберите из этого круга несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешиваться в их выполнение. В конце одобрите старания ребенка, несмотря на их результат.


Запомните 2-3 ошибки ребенка, которые вам показались особенно досадными. Найдите спокойное время и подходящий тон, поговорить о них.

Другое дело, если ребенок натолкнулся на серьезную трудность, с которой он не может справиться. Тогда позиция невмешательства не годится, она может принести только вред.  Часто родители из лучших побуждений хотят приучить детей к самостоятельности или им некогда, неинтересно, или родитель сам не знает как надо.


Очень хорошо начать со слов: «Давай вместе». Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений. Если ребенок либо прямо просит о помощи, либо жалуется, что у него «не выходит», что он «не знает, как», либо вообще оставляет начатое дело после первых неудач – это сигнал о том, что ему необходимо помочь. Почему? Потому что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой или папой, и именно благодаря тому, что это он делал с родителями. Именно в такой ситуации ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее.


Дети хорошо чувствуют и знают, в чем они сейчас нуждаются. Как часто они просят: «Поиграй со мной», «Пойдем погуляем», «А можно я тоже буду…», «Возьми меня с собой». И если у вас нет действительно серьезных причин для отказа или отсрочки, ответ пусть будет только один: «Да!».


Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Выберите какое-нибудь дело, которое не очень хорошо получается у вашего ребенка. Предложите ему: «Давай вместе!» Посмотрите на его реакцию; если он проявит готовность, займитесь с ним вместе. Внимательно следите за моментами, когда можно ослабить свое участие, но не делайте этого слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные успехи ребенка; поздравьте его (а заодно и себя).

 Выберете пару новых дел, которые вы хотели бы, чтобы ребенок научился делать сам. Повторите ту же процедуру. Снова поздравьте с успехами его и себя.

Обязательно в течение дня поиграйте, поболтайте, поговорите по душам с ребенком, чтобы время, проводимое вместе с вами, было для него положительно окрашено.