Доктора не бойтесь, дети…
Почему визиты в поликлинику для многих семей превращаются в настоящий кошмар? Отчего это происходит, как справиться с ситуацией?
Как ни странно, в основе детского отношения к докторам лежат взгляды и переживания родителей. Ребенок «считывает» ощущения мамы и папы на подсознательном уровне и навсегда усваивает их. Помните, что психологический настрой родителей часто является главным ориентиром для поведения ребенка. Поэтому, прежде чем прививать малышу доверие и уважение к врачам, поменяйте свое (если оно таково) негативное отношение ко всему, что связано с болезнями и врачами, и решите раз и навсегда, что люди в белых халатах — добрые друзья ребенка и хранители его здоровья. Чем раньше вы осознаете необходимость конструктивного диалога с врачами, тем больше пользы принесет это ребенку, тем спокойнее вы станете смотреть в будущее.
Добрые отношения с врачом нужно начинать строить еще в родильном доме. Через некоторое время задача родителей усложнится — ребенок станет на учет в районную поликлинику, в которой, естественно, недостаток специалистов, путаница в регистратуре, очереди и т. п. Все это и многое другое не радует, но для большинства семей иного способа поддержать здоровье ребенка не существует. Значит, нужно не тратить время на упреки и возмущение, а налаживать контакты с районными врачами. Тем более что среди них немало действительно талантливых и чутких специалистов. Для начала позаботьтесь о готовности малыша к общению с доктором. Заранее обсудите с ребенком цель визита: плановый осмотр, прививка, процедура. При этом постарайтесь не обманывать его, и если малыша ждет укол, не говорите, что доктор только посмотрит ручку. Не нужно лгать ребенку, иначе он начнет опасаться не только врачей, но и собственных родителей. Со старшими детьми полезно заглянуть в детскую энциклопедию, где доступно рассказано о лечении, прививках, больницах и т.п.
Благотворно влияют на настроение ребенка и сами сборы. Поприветствуйте желание малыша помочь вам со сборами, даже если он понесет с собой целую сумку игрушек. В окружении знакомых вещей ребенок чувствует себя в безопасности.
Оказавшись в поликлинике, сохраняйте спокойствие и присутствие духа. Даже если вам придется в поисках карты трижды сбегать из регистратуры в кабинет педиатра и обратно, а потом провести около часа в холле, не показывайте раздражение ребенку. Мудро поступают матери, отвлекающие детей тихой беседой, чтением сказки, спокойной игрой или экскурсией по поликлинике.
Не стоит спорить и конфликтовать с врачом в присутствии ребенка. Если вы с чем-то не согласны, выведите малыша из кабинета (кстати, для этого удобно посещать поликлинику обоим родителям) и продолжайте разговор с врачом с глазу на глаз, не травмируя детскую психику. Подавая ребенку пример сдержанности и вежливости, вы учите его уважать интересы медперсонала и других пациентов. Спокойно ему объясните: «Подумай, как трудно врачу осматривать тебя, если ты кричишь и брыкаешься. Посмотри, как ты напугал своим плачем того мальчика на руках у мамы, как строго взглянула на тебя медсестра — ты помешал ей работать». Доброжелательный диалог, а не шлепки и окрики, поможет ребенку иначе отнестись к людям в белых халатах.
Эти нехитрые правила помогут вам и ребенку забыть о «докторофобии»:
• Ни при каких обстоятельствах не пугайте малыша доктором, уколом, больницей и т.д. Визит к врачу – не наказание, не воспитательная мера, а недомогание не вина ребенка.
• Собираясь на прием, доступно объясните малышу, что его ожидает у врача, ответьте на его вопросы.
• Войдя в медицинское учреждение, не торопите ребенка, позвольте ему осмотреться и освоиться: изучить окошко регистратуры, посидеть в кожаном кресле, заглянуть в кабинет.
• До, во время и после осмотра у врача желательно держать ребенка за руку либо на руках, нежно смотреть ему в глаза, ласкать, гладить по головке. Мамины прикосновения успокоят даже самого пугливого малыша, утешат самого расстроенного.
• Создавайте положительный образ доктора внимательного и чуткого, глубоко симпатичного вам самим, который ничего не сделает во вред малышу. Это необходимо делать потому, что дети неосознанно «настраиваются» на ощущения и настроение родителей.
Помогите «Скорой помощи»
В экстренном случае, когда на дом вызывают «скорую», визит бригады зачастую вызывает у малыша не облегчение, а новый страх. Подумайте сами: чужие люди с озабоченными лицами среди ночи приходят в дом, второпях открывают огромный железный чемодан, достают какие-то инструменты... В этой ситуации все зависит от вас: найдите способ внушить ребенку, что эти люди - друзья, мама позвала их, чтобы они помогли ей его вылечить. И еще: не впадайте в истерику и заранее подготовьте все необходимое, чтобы ни на секунду не отлучаться и не оставлять малыша наедине с бригадой «скорой». Так вы предотвратите психологическую травму ребенка.