Доктора не бойтесь, дети…

Почему визиты в поликлинику для многих семей превращаются в настоящий кошмар? Отчего это происходит, как справиться с ситуацией?


Как ни странно, в основе детского отношения к док­торам лежат взгля­ды и переживания роди­телей. Ребенок «считы­вает» ощущения мамы и папы на подсознатель­ном уровне и навсегда усваивает их. Помните, что психологический настрой родителей часто является главным ори­ентиром для поведения ребенка. Поэтому, преж­де чем прививать малышу доверие и уважение к врачам, поменяйте свое (если оно таково) негативное отношение ко всему, что связано с бо­лезнями и врачами, и решите раз и навсегда, что люди в белых халатах — добрые друзья ре­бенка и хранители его здоровья. Чем раньше вы осознаете необходи­мость конструктивного диалога с врачами, тем больше пользы принесет это ребенку, тем спокой­нее вы станете смотреть в будущее.


Добрые отношения с врачом нужно начинать строить еще в родиль­ном доме. Через некото­рое время задача роди­телей усложнится — ре­бенок станет на учет в районную поликлинику, в которой, естественно, недостаток специали­стов, путаница в регист­ратуре, очереди и т. п. Все это и многое другое не радует, но для большинства се­мей иного способа под­держать здоровье ребен­ка не существует. Зна­чит, нужно не тратить время на упреки и воз­мущение, а налаживать контакты с районными врачами. Тем более что среди них немало дейст­вительно талантливых и чутких специалистов. Для начала позаботь­тесь о готовности малы­ша к общению с докто­ром. Заранее обсудите с ребенком цель визита: плановый осмотр, при­вивка, процедура. При этом постарайтесь не обманывать его, и если малыша ждет укол, не говорите, что доктор только посмотрит ручку. Не нужно лгать ребенку, иначе он начнет опа­саться не только врачей, но и собственных роди­телей. Со старшими детьми полезно загля­нуть в детскую энцикло­педию, где доступно рас­сказано о лечении, при­вивках, больницах и т.п.


Благотворно влияют на настроение ребенка и сами сборы. По­приветствуйте желание малыша помочь вам со сборами, даже если он понесет с собой целую сумку игрушек. В окру­жении знакомых вещей ребенок чувствует себя в безопасности.


Оказавшись в поли­клинике, сохраняйте спокойствие и присутст­вие духа. Даже если вам придется в поисках кар­ты трижды сбегать из ре­гистратуры в кабинет педиатра и обратно, а потом провести около часа в холле, не показы­вайте раздражение ребенку. Мудро поступают матери, отвлекающие детей тихой беседой, чтением сказки, спокой­ной игрой или экскурси­ей по поликлинике.


Не стоит спорить и кон­фликтовать с врачом в присутствии ребенка. Если вы с чем-то не сог­ласны, выведите малы­ша из кабинета (кстати, для этого удобно посе­щать поликлинику обо­им родителям) и про­должайте разговор с вра­чом с глазу на глаз, не травмируя детскую пси­хику. Подавая ребенку пример сдержанности и вежливости, вы учите его уважать интересы медперсонала и других пациентов. Спокойно ему объясните: «Поду­май, как трудно врачу осматривать тебя, если ты кричишь и брыка­ешься. Посмотри, как ты напугал своим пла­чем того мальчика на ру­ках у мамы, как строго взглянула на тебя медсе­стра — ты помешал ей работать». Доброжела­тельный диалог, а не шлепки и окрики, помо­жет ребенку иначе отне­стись к людям в белых халатах.


Эти нехитрые правила помогут вам и ребенку забыть о «докторофобии»:

• Ни при каких обстоятельствах не пугайте малыша доктором, уколом, больницей и т.д. Визит к врачу – не наказание, не воспитательная мера, а недомогание не вина ребенка.

 Собираясь на прием, доступно объясните малышу, что его ожидает у врача, ответьте на его вопросы.

 Войдя в медицинское учреждение, не торопите ребенка, позвольте ему осмотреться и освоиться: изучить окошко регистратуры, посидеть в кожаном кресле, заглянуть в кабинет.

• До, во время и после осмотра у врача желательно держать ребенка за руку либо на руках, нежно смотреть ему в глаза, ласкать, гладить по головке. Мамины прикосновения успокоят даже самого пугливого малы­ша, утешат самого расстроенного.

Создавайте положительный образ доктора внимательного и чуткого, глубоко симпатичного вам самим, который ничего не сделает во вред малышу. Это необходимо делать потому, что дети неосознанно «настраиваются» на ощущения и настроение родителей.


Помогите «Скорой помощи»

В экстренном случае, когда на дом вызывают «ско­рую», визит бригады зачастую вызывает у малыша не облегчение, а новый страх. Подумайте сами: чужие люди с озабоченными лицами среди ночи приходят в дом, второпях открывают огромный железный чемодан, достают какие-то инструменты... В этой ситуации все зависит от вас: найдите способ внушить ребенку, что эти люди - друзья, мама позвала их, чтобы они помогли ей его вылечить. И еще: не впадайте в истерику и заранее подготовьте все необходимое, чтобы ни на секунду не отлучаться и не оставлять малыша наедине с бригадой «скорой». Так вы пре­дотвратите психологическую травму ребенка.