Знаете ли вы своих детей?

Мы воспринимаем окружающий мир через зрение, слух и осязание. Нейрфизиологи доказали, что для каждого человека ведущим обычно оказывается какой-то один из этих информационных каналов, остальные – вспомогательные. Того, у кого доминирует зрительный канал, называют визуалом, слуховой – аудиалом. А человека, который воспринимает мир через ощущения, называют кинестетиком. Таковы наши дети, таковы и мы, взрослые.


Спросите у человека: «Я никогда не был на море. Какое оно?»


Вы услышите разные варианты.


Например, «Море – это бф-бф! Волны накатывают на берег и с гулом разбиваются о камни! Тяжелый звук хлопка долго висит в воздухе». В описании уделяется большое внимание звуку – значит перед вами аудиал.


Или такой ответ: «Море – это теплая вода. Входишь в него, и оно окутывает, поглощает тебя и медленно начинает покачивать на волнах». Человек говорит об ощущениях – он кинестетик.


«Море – это голубая вода, желтый песок и раскаленный шар над головой». Человек нарисовал картину, значит перед нами визуал.


Доминирующие информационные каналы необходимо учитывать при общении с ребенком и взрослыми. Важно говорить с человеком на понятном ему языке, используя его основной способ познания мира.

Предлагая что-либо ребенку, старайтесь говорить, используя его ведущую модальность. Это не просто, перестроить свою речь. Поэтому, прежде всего, понаблюдайте за ребенком.

Определите, в каком порядке у него идет восприятие мира. Посмотрите, понаблюдайте, как и что ребенок вам рассказывает, на что вначале он обращает внимание, какие вопросы для него принципиальны и чем он руководствуется при выборе.


Если ребенок – кинестетик

Он познает мир тактильным способом – путем непосредственного прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активное движение. Дети-кинестетики много двигаются, раньше, чем другие малыши, начинают ходить. Любят активные игры, связанные с прыжками, бегом, лазаньем, борьбой. Им трудно усидеть на одном месте, долго концентрировать на чем-то свое внимание. Стиль этих детей – открытые игры на открытом пространстве. Беспокойное поведение и невнимательность на занятиях могут стать причиной плохой успеваемости. В то же время у них бывает неистовый темперамент, раздражительность и ранимость. Таким детям важны тактильные ощущения, потому почаще ласкайте и гладьте их, прижимайте к себе.

 

Если ребенок – визуал

При восприятии информации ребенок больше полагается на зрительные ощущения. Он быстро схватывает и запоминает визуальные характеристики: цвет, форму, размер. Старается прежде всего, рассмотреть объект, одновременно пытаясь задействовать глаза и мелкую моторику. Дети-визуалы любят лепить, складывать пазлы, рисовать, вырезать. Их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Такие дети предпочитают рассматривать картинки в книжке, чем слушать сказку. Им принципиально, что на них надето. Даже маленькие будут отстаивать свое право выбирать цвет колготок, которые мама на них надевает. Во дворе такие дети предпочитают наблюдать, как и во что играют другие дети. Если им что-то не нравится, они отойдут в сторону. Любят подолгу играть одни.

Детям-визуалам необходимо уделять особое внимание развитию языковых навыков и общей физической координации.

 

Если ребенок – аудиал

Он познает окружающий мир, воспринимая голоса и звуки, предпочитая слуховые ощущения зрительным и осязательным. Он раньше, чем другие дети, начинает говорить и отличается большим словарным запасом. Такие дети любят слушать музыку, вести долгие разговоры – обсуждать, придумывать, разыгрывать. Они могут насочинять большое количество игр и распределить роли. Объясняют, что и как нужно делать. Умеют убеждать и уговаривать. Но лишь только начинается игра, где нужно много двигаться, бегать и прыгать, они уходят – им становится неинтересно. Детям-аудиалам важен факт, придумать и вовлечь в игру как можно больше народа, а сама игра их уже не увлекает. В садике – это самые общительные дети. Они часто болтают на занятиях. Зато легко усваивают информацию на слух. Прекрасно понимают и запоминают объяснения педагога.

 

Визуал

Аудиал

Кинестет

Ребенок организован, наблюдателен, как правило – спокойный.

С трудом запоминает словесные инструкции, часто переспрашивает, но при этом хороший рассказчик.

Хорошо запоминает то, что видел.

При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким.

У ребенка живая, образная фантазия.

Легко отвлекается.

Легко повторяет услышанное.

Задумавшись, разговаривает сам с собой.

Шевелит губами, проговаривая инструкции взрослого.

Предпочитает счет и письмо.

В группе бывает самым разговорчивым.

Чувствителен к интонации.

Отвечает на физическое поощрение.

При общении стоит близко, касается других людей.

В поведение присутствует обилие движений, много жестикулирует.

Лучше понимает, когда сам выполняет.

При чтении водит пальцем по строке.

Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким.

Хорошо помнит общее впечатление о событии.

 

Все дети отличаются друг от друга.

Поэтому ваша задача заключается в том, чтобы развить у ребенка наиболее слабые стороны восприятия.

И помните, тактильные ощущения – ласки, объятия, поцелуи важны не только для ребенка-кинестетика.