Игры для развития мышления

Мышление ребенка дошкольного возраста формируется в образовательном процессе. Развитие мышления дошкольника идет в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений. Игра позволяет развивать мышление ребенка, вскрывая отношения между целями и средствами их достижения, расширяя опыт ребенка.

Дети дошкольного возраста к моменту поступления в школу должны овладеть способами познания предметов, ведущими из которых являются абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация.

 
Игры для развития мышления

1. Отгадай, что за предмет (учим выделять существенные признаки)

Спрячьте игрушку или какой-либо предмет, затем опишите ребенку внешний вид, т.е. свойства, спрятанного предмета. Если ребенок правильно назовет игрушку или предмет, то становится ведущим. Кто отгадает больше всех загаданных предметов или игрушек получает приз (сладости, фрукты или др.)


2. Давай сравним (учим выделять существенные и несущественный признаки)

Предложите ребенку поиграть в игру с мячиком. Кидая ребенку мячик, предложите назвать как можно больше предметов какого-нибудь признака. После того как ребенок ответил, он кидает мяч и тоже задает определенный признак.

Например: Назови как можно больше предметов красного (зеленого, синего и т.д.) цвета;

                 Назови как можно больше предметов круглой (квадратной, овальной и т.д.) формы;

                 Назови как можно больше признаков времени года – весна (осень, зима, лето)  и т.д.


3. Я знаю (учим классифицировать, обобщать)

Проводить можно на улице или дома с помощью мяча.

Задание: предлагается общее понятие, для которого нужно назвать более частные слова, к нему относящиеся.

Например: Я знаю 5 имен мальчиков: Саша, Миша, Алеша…..

                 Я знаю 5 названий деревьев: …….; городов……; ягод……; рек……; фруктов……..; и т.д.


4. Зверь, птица, небылица (развиваем гибкость и быстроту мышления)

Участники сидят кругом (или друг против друга). У ведущего в руках мяч. С помощью перебрасывания мяча просим назвать ЗВЕРЯ, ПТИЦУ или НЕБЫЛИЦУ того, к кому попадет мяч. Если выпадает птица – значит назвать какую-нибудь птицу, если зверь – то животное, если небылица – то придумать слово, которого не существует (например, маляка).


5. Логический поезд (развиваем логическое мышления)

Подготовьте 10 или боле картинок одинакового размера с изображением разных предметов на каждого игрока. Каждая из картинок в вашей игре – это вагончик. Для сцепления картинок игроку необходимо ответить на вопрос: «Почему?», чтобы объяснить, чем связаны предметы. Например, вы выложили картинку с изображением ежа, а ребенок положил рядом картинку с изображением ели. Почему? – спрашиваете вы. Потому что и у ежа и у ели иголки.


6. «Концовки»

Если жираф выше тигра, значит тигр… Если слон тяжелее зебры, значит зебра… Если крокодил длиннее ящерицы, значит ящерица… Если лев сильнее черепахи, значит черепаха… и т.д.

Если осенью холоднее, чем летом, значит летом… Если летом дни длиннее, чем зимой, значит зимой дни… Если летний дождик теплее, чем осенний, значит осенний… Если летом птицы поют громче, чем осенью, значит осенью…


7. «Родственники»

Елка – родственница ежа, потому что…

Клубок – родственник ежа, потому что…

Медведь – родственник ежа, потому что…

и т.д.

 

Снежинка – родственница льда, потому что…

Снежинка – родственница дождя, потому что…

Снежинка – родственница града, потому что…

и т.д.

   

Лампочка – родственница свечи, потому что…

Лампочка – родственница совы, потому что…

Лампочка – родственница огня, потому что…

и т.д.

 

Пожарная машина – родственница костра…

Пожарная машина – родственница лейки…

Пожарная машина – родственница велосипеда…

и т.д.


8. «Правда ли?»

Любит кошка на обед

Виноград и винегрет.

Отвечайте, правда ли?

 

Закудахтал пес Барбос

И в гнезде яичко снес.

Отвечайте, правда ли?

                                               

Лапой хвать, зубами щелк.

Хищник – тигр и хищник – волк.

Отвечайте, правда ли?

 

Хоть улитка и мала,

Целый домик унесла.

Отвечайте, правда ли?

9. «Хитрые вопросы»

По чему конь скачет? (по дороге)

У собаки Микки родились котята: 3 беленьких и 1 черненький. Сколько  всего котят родилось у Микки? (у собаки не могут родиться котята)

Что едят крокодилы на Северном полюсе? (крокодилы не живут на Северном полюсе)

Какого цвета волосы у колобка? (у колобка нет волос)

Кто громче мычит: петух или корова? (петух не мычит)

Для чего пауку крылья? (у паука нет крыльев)

 

10. «Кто кем станет?»

Подготовьте 10 или боле картинок одинакового размера с изображением разных предметов на каждого игрока. Каждая из картинок в вашей игре – это вагончик. Для сцепления картинок игроку необходимо ответить на вопрос: «Почему?», чтобы объяснить, чем связаны предметы. Например, вы выложили картинку с изображением ежа, а ребенок положил рядом картинку с изображением ели. Почему? – спрашиваете вы. Потому что и у ежа и у ели иголки.