Как справиться с кризисом 3-х лет

 3-4 года – это важный период в жизни ребенка, т.к. в этом возрасте формируются предпосылки нравственного, физического и умственного развития малыша.


Центральной функцией, которая определяет все остальные процессы, становится память. Благодаря памяти, жизненному опыту, ребенок осознавать свое «Я», становится достаточно независимым от окружения. Вместе с психическим созреванием происходит стремительное физическое развитие личности. Ребенок не только осознает себя, но и способен физически обеспечить себе независимость в передвижении, в обслуживании самого себя.


Все это выражается в «кризисе 3-х лет», который характеризуется:

1. упрямством (ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого хочется в данный момент, а потому, что он это потребовал. Ребенок как бы проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли это требование.) Следует отличать упрямство от настойчивости. Настойчивость выражается в силе, с которой ребенок стремится к предмету. Мотивом же упрямства является то, что ребенок связан только своим первоначальным решением и ни за что не хочет от него отступать.

2. негативизмом (стремление все делать наоборот, вопреки просьбам и требованиям старших. Ребенок как бы опробует в общении слово «нет»). Негативизм всегда направлен против взрослого.

3. строптивостью (бунт против норм поведения, установленных для ребенка);

4. своеволием (ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где ему еще не хватает умений).

«Кризис 3-х лет» - сложный, но нормальный период в жизни любого ребенка. Ребенок овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и мы должны с пониманием и заботой отнестись к маленькому человеку, который познает себя.


Как быть родителям:

Необходимо осознать: пришло время для более самостоятельного выбора ребенка, для предоставления ему больших возможностей. Покажите ребенку, что вы понимаете: он обретает собственную личность, у которой расширяются права и привилегии. Например: «Ты еще не настолько взрослый, чтобы переходить самостоятельно через дорогу, но ты уже достаточно взрослый, чтобы самому выбирать, что будешь есть на завтрак: кашу или яичницу».


Можно сделать слово «нет» игрой. Например, мама спрашивает: «Маша, будешь есть кашу на завтрак?», - а затем, гримасничая, отвечает за дочь: «Нет! Нет! Нет!». Или, родители говорят «нет» в ответ на все, что им говорит ребенок. Тем самым мы обращаем внимание ребенка на то, что для его развития будет лучше, если он выберет другую линию поведения, а не глупую позицию отрицания.


Можно давать ребенку «обратную инструкцию»: «Тебе абсолютно запрещается чистить зубы и есть эту кашу!» Если это говориться с доброй усмешкой, такой прием поможет укрепить родительский авторитет и приведет к положительным результатам. Ребенок овладевает пониманием условности запретов: того, что к запретам надо подходить осознанно.


Осваивая негативные формы поведения, ребенок в будущем может сказать «нет» - участию в драке, «нет» - торговцу наркотиками.


Уважайте то мужество, которое требуется ребенку, переживающему первый кризис самопознания. Относитесь к этому с определенной долей юмора и благоразумием, тогда ребенок вскоре поймет, что самостоятельность требует большего, чем просто чистое отрицание.


«Я сам»

Я негативен и упрям,

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Ужасно недоволен.

 
Вы не даете мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О, боже! Как же тяжелы

Сердечные оковы.


Система «Я» кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я – самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

                       (Булдакова Л.А.)