Нужно ли наказывать ребенка?

В настоящее время, вопрос: «Нужно ли наказывать детей?» стоит перед многими родителями, которые ставят своей целью воспитать свободную личность. Но это воспитание доводится иногда до абсурда. Поэтому прежде чем перейти к вопросу о наказании, давайте рассмотрим бытовой пример, часто встречающийся в нашей жизни.


Вы предупреждаете ребенка о том, что утюг горячий, обожжешься. Но ребенок, познающий мир, обращает мало внимания на ваши слова. При первой же возможности он дотрагивается до горячего утюга и обжигается. Он наказан болью за непослушание. Однако с другой стороны, он навсегда запомнил, что до горячего утюга дотрагиваться не следует. Сама жизнь ставит нам границы, которые позволяют нам выжить.


Человек живет в обществе, т.к. каждому человеку необходимо общение. Но чтобы жить в обществе, необходимо следовать нормам, правилам, законам, принятым в этом обществе. Нарушение правил, норм, законов приводит к соответствующим наказаниям.


Вопрос состоит не в том: «Нужно ли наказывать ребенка?», а вопрос в том: «КАК наказывать, чтобы не нарушить его линию развития?»


Применяя наказание, руководствуйтесь одним, но самым важным принципом: наказание должно быть адекватным проступку и не должно вредить физическому и психическому здоровью ребенка.


Мы часто наказываем детей за их поведение, не устраивающее нас. Однако ребенок просто берет пример с близких. В этом случае, начните с себя. «Изменить поведение ребенка – нереальная задача, если вы не присмотритесь к себе, не измените себя»


1. Замечание, предупреждение.

Основная цель этих методов показать ребенку, что его поведение выходит за рамки дозволенного. Замечание может быть выражено одним словом или даже жестом.

2. Выговор.

Сначала необходимо объяснить ребенку, что именно в его поведении заслуживает выговора, какое правило он нарушил, затем необходимо удалить объект проступка. Злоупотреблять выговором не стоит, т.к. это метод сам по себе является серьезным наказанием.

3. Лишение чего-либо желанного и приятного.

Достаточно популярный и действенный метод. Устроил истерику в магазине – сразу идешь домой, опоздал в школу – не пойдешь в кино и т.п. Помните, применяя этот метод, что он не распространяется на подарки ко дню рождения.

4. Лишение внимания.

Если вас не устраивает поведение ребенка, просто встаньте и выйдите из комнаты. Скажите: «Я не хочу этого видеть, ты сам знаешь, как надо поступить». Не возвращайтесь к этой теме, если ребенок действительно все исправил.

5. Игнорирование.

Прежде чем применять это наказание, сообщите ребенку, что именно заставило Вас это сделать. Используйте этот метод осторожно, т.к. он приемлем не для всех детей. Ведь игнорируя ребенка, Вы тем самым навязываете ему чувство вины. Необходимо сказать каких именно действий Вы ожидаете от него: «Я не могу общаться с тобой, пока ты не приведешь свою одежду в порядок. Как только закончишь, мы поговорим».


Ю.П.Азаров: «Любой ребенок, даже самый трудный, таит в себе столько ценного человеческого материала, что просто грешно не приложить усилий, чтобы этот материал превратился в настоящее золото человеческой души».


Применяя методы наказания, помните:

◎  Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

  Можно осуждать его действия, но не чувства, какими бы «непозволительными» они не были. Раз они возникли, значит для этого есть основания.

Недовольство  действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие его.


Не жалейте времени и средств на общение с детьми. Помните: человек богат прежде всего эмоциями. И только живое общение ребенка со взрослым может обогатить его эмоциональную сферу.