Не прячьте чувств

Радость открывает нас миру. Иначе обстоит дело с негативными чувствами. Их не принято выражать открыто. А скрывать вредно!

С раннего детства нас учат подавлять гнев, печаль, обиду, страх. На детской площадке часто можно наблюдать, как мама стыдит мальчика, запрещая плакать: „Ну-ка перестань, вот посмотри, маленькая девочка и то не плачет, а ты разревелся..."

Если мальчикам в основном запрещают плакать, то девочкам — проявлять агрессивность и злость. Но абсолютно все люди испытывают одинаковые чувства и пол тут ни при чем. Проблема в другом — как научиться принимать и уважать эмоциональную жизнь своего ребенка.


Сопереживание

У маленьких детей невероятно тонко настроена система саморегуляции. Если ребенок боится, у него потеют ручки, он жмется к маме. Чувствует злость — это видно и слышно всем вокруг. Радуется — невозможно удержаться от улыбки умиления.


Если ребенок с детства учится доверять своим чувствам, у него формируется высокая самооценка и уважение к себе
.
А если нет... Частая причина ночных кошмаров у малышей — подавленное чувство страха. Ребенок испугался, оказавшись на карусели, а его попросили не бояться или даже приказали. Невы­раженное чувство страха никуда не денется и все равно найдет выход.


У каждого чувства существует определенная функция или роль, которая работает на благо всего организма. Любое испытываемое чувство — кладезь важной информации, необходимой, чтобы выжить, удовлетворить свои глубинные потребности, правильно выстроить отношения с людьми.

Например:

страх предупреждает об опасности, подсказывает, что нужно искать защиты;

злость служит сигналом, что личностные границы ре­бенка нарушены. Она помогает ослабить эмоциональное напряжение и дает силы, чтобы найти выход из создавшейся ситуации;

печаль свидетельствует о переживании потери или утраты, и хорошо бы дать воз­можность  своему малышу просто поплакать.


Если ребенок расстроен, значит, с его точки зрения, для того есть основания. Один из лучших способов проявить сочувствие — просто признать, что у малыша есть причины горевать. Позвольте ребенку высказать свои чувства, и ему станет легче.


Умение чувствовать — это способность понимать, что творится в душе. Обретая связь со своими эмоциями, дети лучше осознают, кто они на самом деле и чего хо­тят. Запрет чувствовать свои желания и потребности ведет в дальнейшем к полной потере контакта с самим собой и, как следствие, с окружающим миром.


Двойной груз

Что же, разрешать детям все? Нет! Определенные границы обязательно нужны. Для ребенка должны существовать слова "нет" и "нельзя", но не в форме манипуляции. Чтобы научить ребенка уп­равлять чувствами, родители сами должны овладеть этим искусством. Для начала попробуйте избавиться от при­вычки выплескивать на других накопившиеся за день чувства. Найдите возможность освободиться от стрес­са, дать волю эмоциям и тем самым снять напряжение. Родители зачастую не в состоянии терпеливо выслу­шивать, как ребенок выража­ет гнев, страх или печаль, если они сами не освободились от накопившихся внутри тех же самых чувств.


Проблемы детей — отра­жение проблем взрослых.


Когда приходится принимать на себя еще и эмоции родителей, груз становится слишком тяжел для ребенка, и он разряжается скандалом. Если вас раздражают чувства ребенка, наверняка он проявляет эмоции, что вы подавляете в себе. Если же способны терпеливо и сочувственно выслу­шивать малыша, значит, он проявляет не ваши чувства. Повышенная агрессивность ребенка выводит вас из себя? Скорее всего, вы не высказа­ли кому-то свою злость и подавили это чувство. В другом случае малыш расстроен, а вы пытаетесь его утешить. Подумайте, а может, вы не даете волю слезам, когда расстроены? Разрешите поплакать и себе, и малышу — это пойдет только на пользу. Принятие своих чувств и чувств ребенка — новый шаг в воспитании. Нелегко показать детям, что испытывать негативные чувства — это нормально. Ведь и нас когда-то воспитывали люди, не умеющие проявлять и управ­лять эмоциями и уж тем более поощрять детей к свободному выражению чувств. Не повторяйте чужих ошибок. Если дети научатся осознавать свои чувства, то смогут разобраться и в том, кто они и зачем пришли в этот мир. Они не станут слепо подчиняться обстоятельствам. А творческий потенциал, кото­рый ребенок разовьет в себе, поможет ему строить жизнь в соответствии со своими желаниями и потребностями.