Готовим руку к письму

Обычно подготовка к письму заключается в том, что дети пишут в прописях для дошкольников, штрихуют и раскрашивают картинки. Все это хорошо, но недостаточно.


Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.


Заставить пальчики слушаться, укрепить мышцы кистей рук помогут и такие интересные занятия, как:

лепка из теста, глины, пластилина;
игры с крупами (смешать гречку и рис, предложить ребенку разложить гречку и рис, чтобы получилось 2 кучки);
бисероплетение;
оригами;
игры с песком;
собирание пазлов, соответствующих возрасту ребенка;
игры с мелкими предметами (конструктор, мозаика);
массаж пальчиков;
пальчиковая гимнастика;
шнуровка;
массаж карандашами;
игры с грецкими орехами;
дорисовывание узоров или элементов букв;
мытье посуды, стирка носовых платочков, носков – очень полезные занятия не только для приобретения навыков самообслуживания, но и для развития общей координации и мелкой моторики.

Игра «Выгладим платочки»

Дайте ребенку лист фольги, который он должен его смять двумя руками, превращая в комок. Сомкнутый лист ребенок потом «разглаживает», пользуясь всеми пальцами обеих рук так, чтобы лист не топорщился и ни один его край не остался загнутым. (2 раза)


Важно качество
ручек, карандашей и других пишущих принадлежностей, которыми пользуется ребенок. Большая проблема – это зажатость руки при письме, которая возникает, когда ребенок постоянно пользуется твердыми карандашами или плохой шариковой ручкой. При таких условиях данные письменные принадлежности оставляют нечеткий след и ребенку приходится нажимать сильнее.


Массаж карандашами

1.  Зажать карандаш между ладошками и перекатывать от основания ладони к кончикам пальцев.

______________________________________________________________
 
 

2. Исходное положение: локти на столе, в правой руке карандаш, зажатый согнутыми к ладони 4-мя пальцами, большой палец в сторону. Наклонять пальцы с зажатым карандашом к ладошке и снова вернуть в исходное положение. Потом упражнение выполнить левой рукой. 3-4 раза каждой рукой.

 

 

 

 

 

______________________________________________________________________________

 

3. Рука от локтя до пальцев лежит на столе ладошкой вверх. Зажать в руке карандаш. Согнуть кисть руки вместе с карандашом на себя и разогнуть его. Каждой рукой по 3-4 раза.

   

______________________________________________________________________________

 

 

4. Поставить локти на стол. Взять карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки. Покрутите карандаш вперед и назад.

 

 

 


После упражнений или одного из них
(смотреть по степени утомляемости ребенка)
отложить карандаш, опустить руки и встряхнуть ими.


Игры с грецкими орехами

Правой рукой выложить грецкие орехи по одному из тарелки. Левой рукой сложить их обратно в тарелку. И наоборот, левой рукой выложить орешки по одному, а правой рукой сложить обратной. Начинайте с 3-4 орехов, постепенно увеличивая их количество до 10.

Предложите ребенку зажать грецкий орех между ладошками и покатать его от пальцев до основания ладони и наоборот.


Дайте ребенку грецкий орех. Предложите покатать грецкий орех по ладони правой руки левой и одновременно слегка надавливать на орех. Пальцы тоже участвуют в перекатывании ореха. Затем то же самое, но уже на левой руке, действуя правой рукой. Повторить 4 раза.

После каждого упражнения дайте рукам отдохнуть: опустите и встряхните руки.


Массаж пальчиков

Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. Любой массаж снижает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.


В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью.

Раз-два-три-четыре-пять –
Вышли в садик погулять.

(пальцем одной руки считаем пальцы другой руки, слегка нажимая на подушечки)

Ходим-ходим мы по лугу,
Там цветы растут по кругу.

(указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой)

Лепесточков ровно пять,
Можно взять и посчитать.

(считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их)


Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.


ЗАНЯТИЯ, В КОТОРЫХ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ МЕЛКИЕ ГРУППЫ МЫШЦ, УТОМИТЕЛЬНЫ, И ОЧЕНЬ ВАЖНО ПРЕДУСМАТРИВАТЬ ИХ СМЕНУ, ОГРАНИЧИВАТЬ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ И НАГРУЗКУ.