Готовим руку к письму
Обычно подготовка к письму заключается в том, что дети пишут в прописях для дошкольников, штрихуют и раскрашивают картинки. Все это хорошо, но недостаточно.
Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Заставить пальчики слушаться, укрепить мышцы кистей рук помогут и такие интересные занятия, как:
• игры с крупами (смешать гречку и рис, предложить ребенку разложить гречку и рис, чтобы получилось 2 кучки);
• бисероплетение;
• оригами;
• игры с песком;
• собирание пазлов, соответствующих возрасту ребенка;
• игры с мелкими предметами (конструктор, мозаика);
• массаж пальчиков;
• пальчиковая гимнастика;
• шнуровка;
• массаж карандашами;
• игры с грецкими орехами;
• дорисовывание узоров или элементов букв;
• мытье посуды, стирка носовых платочков, носков – очень полезные занятия не только для приобретения навыков самообслуживания, но и для развития общей координации и мелкой моторики.
Игра «Выгладим платочки»
Дайте ребенку лист фольги, который он должен его смять двумя руками, превращая в комок. Сомкнутый лист ребенок потом «разглаживает», пользуясь всеми пальцами обеих рук так, чтобы лист не топорщился и ни один его край не остался загнутым. (2 раза)
Важно качество ручек, карандашей и других пишущих принадлежностей, которыми пользуется ребенок. Большая проблема – это зажатость руки при письме, которая возникает, когда ребенок постоянно пользуется твердыми карандашами или плохой шариковой ручкой. При таких условиях данные письменные принадлежности оставляют нечеткий след и ребенку приходится нажимать сильнее.
Массаж карандашами
1. Зажать карандаш между ладошками и перекатывать от основания ладони к кончикам пальцев.
______________________________________________________________![]() |
2. Исходное положение: локти на столе, в правой руке карандаш, зажатый согнутыми к ладони 4-мя пальцами, большой палец в сторону. Наклонять пальцы с зажатым карандашом к ладошке и снова вернуть в исходное положение. Потом упражнение выполнить левой рукой. 3-4 раза каждой рукой.
______________________________________________________________________________
3. Рука от локтя до пальцев лежит на столе ладошкой вверх. Зажать в руке карандаш. Согнуть кисть руки вместе с карандашом на себя и разогнуть его. Каждой рукой по 3-4 раза.
![]() |
![]() |
______________________________________________________________________________
![]() |
4. Поставить локти на стол. Взять карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки. Покрутите карандаш вперед и назад.
После упражнений или одного из них
(смотреть по степени утомляемости ребенка)
отложить карандаш, опустить руки и встряхнуть ими.
Игры с грецкими орехами
• Правой рукой выложить грецкие орехи по одному из тарелки. Левой рукой сложить их обратно в тарелку. И наоборот, левой рукой выложить орешки по одному, а правой рукой сложить обратной. Начинайте с 3-4 орехов, постепенно увеличивая их количество до 10.
• Предложите ребенку зажать грецкий орех между ладошками и покатать его от пальцев до основания ладони и наоборот.
• Дайте ребенку грецкий орех. Предложите покатать грецкий орех по ладони правой руки левой и одновременно слегка надавливать на орех. Пальцы тоже участвуют в перекатывании ореха. Затем то же самое, но уже на левой руке, действуя правой рукой. Повторить 4 раза.
После каждого упражнения дайте рукам отдохнуть: опустите и встряхните руки.
Массаж пальчиков
Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. Любой массаж снижает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.
В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью.
Раз-два-три-четыре-пять –
Вышли в садик погулять.
(пальцем одной руки считаем пальцы другой руки, слегка нажимая на подушечки)
Ходим-ходим мы по лугу,
Там цветы растут по кругу.
(указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой)
Лепесточков ровно пять,
Можно взять и посчитать.
(считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их)
Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.
ЗАНЯТИЯ, В КОТОРЫХ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ МЕЛКИЕ ГРУППЫ МЫШЦ, УТОМИТЕЛЬНЫ, И ОЧЕНЬ ВАЖНО ПРЕДУСМАТРИВАТЬ ИХ СМЕНУ, ОГРАНИЧИВАТЬ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ И НАГРУЗКУ.