Как научиться понимать своего ребенка

Наши дети слишком часто остаются один на один со своими проблемами, не умея выразить своих чувств или не веря в возможность договориться со взрослыми.


Для того чтобы ребенок мог вовремя попросить о помощи и смог точно описать свое состояние, требуется хороший уровень осмысления происходящего, а для формирования этого уровня – определенная тренировка.


Для начала можно НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СВЯЗНО РАССКАЗЫВАТЬ О ТОМ, ВО ЧТО ИГРАЛИ. Родители помогут, если будут задавать последовательно примерно одни и те же вопросы – ребенок постепенно усвоит алгоритм рассказа, научится анализировать собственные поступки.


Примерный список вопросов (алгоритм):

Кто играл?

Во что играли?

Каковы правила игры?

Менялись ли правила игры?

Кем ты был в игре?

Что делал?

Что у тебя не получалось?

Что получалось лучше всего?

Все ли участники играли по правилам?

Не было ли обид или ссор?

Было ли весело? /  Были ли смешные случаи?

Что не понравилось тебе в игре?

Что больше всего понравилось?

Хочется ли еще раз сыграть в такую игру?

Надо ли менять правила?

Первые рассказы могут быть сбивчивыми и путаными, но с каждым разом они будут совершенствоваться.


Точно так же можно научить ребенка внятно рассказывать о поездках, аккуратно выясняя последовательность событий, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПРЕРЫВАЯ ВОЗГЛАСАМИ (например, «Все равно ничего не понимаю»), помогая ребенку выстроить его собственный рассказ.


Кроме того, можно отражать впечатления в рисунках. Очень помогают и фотографии. Просьба рассказать о ярком впечатлении с помощью фотографий и собственных рисунков будет выполнена ребенком с большим удовольствием, т.к. «картинки» пробуждают воспоминания, эмоции, связанные с изображаемыми событиями. Родители не очень устанут, если будут записывать на обороте рисунков дату, название и необходимые пояснения.