Как научиться понимать своего ребенка
Наши дети слишком часто остаются один на один со своими проблемами, не умея выразить своих чувств или не веря в возможность договориться со взрослыми.
Для того чтобы ребенок мог вовремя попросить о помощи и смог точно описать свое состояние, требуется хороший уровень осмысления происходящего, а для формирования этого уровня – определенная тренировка.
Для начала можно НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СВЯЗНО РАССКАЗЫВАТЬ О ТОМ, ВО ЧТО ИГРАЛИ. Родители помогут, если будут задавать последовательно примерно одни и те же вопросы – ребенок постепенно усвоит алгоритм рассказа, научится анализировать собственные поступки.
Примерный список вопросов (алгоритм):
Кто играл?
Во что играли?
Каковы правила игры?
Менялись ли правила игры?
Кем ты был в игре?
Что делал?
Что у тебя не получалось?
Что получалось лучше всего?
Все ли участники играли по правилам?
Не было ли обид или ссор?
Было ли весело? / Были ли смешные случаи?
Что не понравилось тебе в игре?
Что больше всего понравилось?
Хочется ли еще раз сыграть в такую игру?
Надо ли менять правила?
Первые рассказы могут быть сбивчивыми и путаными, но с каждым разом они будут совершенствоваться.
Точно так же можно научить ребенка внятно рассказывать о поездках, аккуратно выясняя последовательность событий, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПРЕРЫВАЯ ВОЗГЛАСАМИ (например, «Все равно ничего не понимаю»), помогая ребенку выстроить его собственный рассказ.
Кроме того, можно отражать впечатления в рисунках. Очень помогают и фотографии. Просьба рассказать о ярком впечатлении с помощью фотографий и собственных рисунков будет выполнена ребенком с большим удовольствием, т.к. «картинки» пробуждают воспоминания, эмоции, связанные с изображаемыми событиями. Родители не очень устанут, если будут записывать на обороте рисунков дату, название и необходимые пояснения.