СОТРУДНИЧАТЬ с ребенком: как?

Многие обязательные дела ребенок вполне освоил, ему уже ничего не стоит собрать в ящик раскиданные игрушки, застелить постель. Но все это он упорно не делает! Как быть?


Все зависит от причин «непослушания» вашего ребенка. Возможно, вы еще не прошли с ним весь путь. Ведь это вам кажется, что ему одному легко расставить все игрушки по местам. Наверное, если он просит «давай вместе», то это не зря: возможно, ему еще трудно организовать себя. А может быть, ему нужно просто ваше участие, моральная поддержка.


Но чаще корень негативного упорства и отказов лежит в отрицательных переживаниях. Эта проблема возникает между родителями и ребенком и кроется в ваших отношениях.


Если ваши отношения с ребенком уже давно испортились, не стоит думать, будто достаточно применить какой-то способ – и все вмиг пойдет на лад. «Способы», конечно, применять надо, но без дружелюбного, теплого тона они ничего не дадут. Такой тон – главное условие успеха.


Если ваше участие в занятиях не помогает, больше того, если он отказывается от вашей помощи, остановитесь и прислушайтесь к тому, как вы общаетесь с ним.


«Руководящие указания», наверное, где-то нужны, но не в совместных занятиях с ребенком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Ведь вместе – значит на равных. Не следует занимать позицию над ребенком; дети к ней чувствительны и против нее восстают. Сохранить позицию на равных не так-то легко: иногда требуется немалая психологическая и житейская изобретательность.


Один из способов, который поможет избавить ребенка и самих вас от «руководящих указаний»: ребенок легче учится организовывать себя и свои дела, если на определенном этапе ему помочь внешними средствами. Это могут быть картинки для напоминания, схемы, список дел. Подобные средства – это не слова взрослого, а их замена. Ребенок может пользоваться ими самостоятельно.


Частая причина конфликтов при попытке сотрудничать с ребенком: излишняя заботливость родителей. Такие родители хотят для своих детей больше, чем сами дети.


Родители, которые слишком многого хотят за ребенка, как правило, сами трудно живут. У них не остается ни сил, ни времени на собственные интересы, на личную жизнь. Тяжесть их родительского долга понятна: ведь приходится тащить лодку против течения! А чем это оборачивается для детей? Своими стараниями родители невольно отталкивают своих детей от серьезных занятий и ответственности за собственные дела.


Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.


Можно заставить ребенка заучивать уроки, но такая «наука» осядет мертвым грузом. И чем настойчивее будут родители, тем нелюбимее окажется даже самый интересный предмет. Как избежать ситуаций конфликтов принуждения?


Прежде всего, стоит присмотреться, чем больше всего увлекается ваш ребенок. Это может быть игра в куклы, в машинки, собирание моделей, игра в футбол, современная музыка… Некоторые из этих занятий могут показаться вам пустыми, даже вредными. Однако помните: для него они важны и интересны. Хорошо, если вы сможете принять участие в этих занятиях, разделить с ним его увлечения. Таким образом, на волне интереса вашего ребенка вы сможете начать передавать ему то, что считаете полезным: и дополнительные знания, и жизненный опыт, и свой взгляд на вещи и т.д.