Кого воспитает телепапа?

Родители, будьте бдительны:
ужасы с телеэкрана могут шагнуть в ваш дом!

В последнее время психологам все чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведением дошкольников. С одной стороны, необычайная скованность, недоразвитие речи. С другой – сильная агрессивность и дикая демонстративность. Такой ребенок не боится кривляться, ведет себя неуправляемо. Модели плохого поведения притягивают его как магнит, хотя он зачастую не видит ничего подобного дома и тысячу раз слышал от родителей, что так себя вести нельзя. Эти дети психически нормальны и нередко растут в семьях, которые обеспечивают их игрушками, развивающими играми, книжками, их водят в разные детские студии, но есть один нюанс: все они с раннего возраста увлечены компьютерными играми и телевизором.


Современное западное искусство изменяет и деформирует психику ребенка. Речь, прежде всего, идет о мультфильмах и компьютерных играх. Чудовищно воздействуя на воображение ребенка, они дают новые установки и модели поведения.


Компьютер в семье

Мы часто слышим о том, что ребенок, играющий в компьютерные игры, хорошо развивается интеллектуально. На самом деле большинство игр дает такие модели поведения, после усвоения которых ребенок становится депрессивным или агрессивным, потому что мысленно постоянно переступает моральные нормы. Есть компьютерные игры, в которых предлагается на выбор несколько вариантов поведения. Скажем, задание выйти из дома и купить хлеб. Можно сделать это обыкновенно, а можно по дороге зарезать соседа, ограбить магазин, расшвырять продукты… У детей смещается понятие о добре и зле, меняется картина мира, не говоря уже о компьютерной зависимости, которая превращает человека в раба. Научиться набирать текст и пользоваться Интернетом можно за пару месяцев. Для этого совершенно не нужно часами играть в игры, которые уродуют личность и вытаптывают душу.


Сегодня «магический ящик» многим детям заменяет родительское воспитание. Но что дети видят, нажимая на клавишу «включить»? Что им можно смотреть, а что нельзя ни в коем случае? Фильмов и мультфильмов сейчас выпускается и показывается множество – смотри, не хочу! Но большой выбор таит в себе большие проблемы.


Мульти-пультики

Далеко не все мультфильмы сейчас снимаются для детей. Особенно это касается японских мультиков: культура аниме уже давно шагнула за пределы детского возраста… И порнография, и самоубийства, и сцены насилия – эти мультики живописуют множество совсем недетских тем. Поэтому смотреть их ребенку до шестнадцати (а психически нестабильным людям и после) – не рекомендуется. Вспомним «Покемонов» (с англ. яз. «карманные чудовища»). Эти существа пожирают друг друга, стремятся уничтожить. Что переживает ребенок, смотря такой мультик? Он идентифицирует себя с его героями, а потому усваивает агрессивные модели поведения, которые вознаграждаются чувством победного торжества.


Американские и европейские
мультфильмы могут быть либо слишком примитивными (просмотр подобных сериалов может затормозить развитие), либо слишком жестокими. Современные западные мультфильмы заставляют ребенка переживать наслаждение, когда герой причиняет кому-то боль. Это умело стимулируется аудио- и видеорядом. Ребенок становится агрессивным, драчливым. О том, что произойдет с мальчиком, который часами смотрит истории про супергероев, можно сказать заранее: у него разовьются комплекс неполноценности и завышенные требования к своей будущей подруге. Это не значит, конечно, что нужно срочно выкинуть все видеокассеты с Бэтменом и Супермэном, - просто нужно разбавить эти мультики котом Леопольдом или «Каникулами в Простоквашино».


«Симпсоны»
направлены на разрушение норм поведения детей и родителей в семье. Ребенок начинает говорить гадости, проявляет неуважение к родителям, бабушкам и дедушкам. Мультсериал «Ох, уж эти детки» внушает детям ненависть к младенцам. Младенцы представлены омерзительными, гадкими существами, творящими жуткие пакости. Таким образом, прививается отвращение к детям и позже выливается в циничное поведение в подростковом возрасте.


Есть, к тому же, мультики, которые не стоит смотреть совсем маленьким детям. Ребенок до трех лет вообще очень остро воспринимает телевидение, и оно вполне может нанести ему психическую травму или вызвать самовлюбленность (если ребенок постоянно видит на экране собственное изображение, снятое на видео).


Боевики

Постоянное наблюдение за жестокостью с экрана ничуть не способствует развитию человеколюбия у детей. А постельные сцены ребенок чаще всего воспринимает искаженно. Дело в том, что подобная информация, получаемая ребенком дошкольником воспринимается как агрессия, направленная на женщину. Ни мальчику, ни девочке от этого проще жить не будет. Не стоит забывать и о том, что по многим каналам в час-два дня повторяют фильм, который шел после девяти накануне, и он может быть любого жанра – от комедии до ужасов.


Детские программы

Половина из них слишком примитивны и не способствуют развитию ребенка. Например, слишком часто повторяется один и тот же сюжет. И игры, идущие в определенное время, скорее вызывают привыкание к лотереям, которые якобы способны дать все. Ребенок делает вывод – зачем нужна каждодневная работа, если все можно получить разом, в этом и есть смысл жизни – поймать удачу.


Мерцание экрана, которое человек воспринимает помимо своей воли, имеет определенный ритм. А мерцающий свет, ритм и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействую на психику. Ребенок впадает в транс и некритично воспринимает все, что льется с экрана.


Как это не парадоксально, но сегодня, чтобы сохранить ребенка умственно и нравственно здоровым, прежде следует исключить или ограничить в его жизни современные средства массовой коммуникации. Родители должны быть внимательны к тому, что смотрят их дети, чтобы вовремя исключить нежелательные программы из просмотра.


Уважаемые родители, не становитесь рабом телевизора или компьютера, а если общение с ними необходимо по рабочим соображениям, уравновешивайте его активным общением с природой: семейные прогулки по городу, в парке или выезд в лес, поле, на речку. Не жалейте времени и средств на культурный отдых с детьми, даже малыми. Помните: человек богат прежде всего эмоциями. И только живое общение ребенка со взрослым может обогатить его эмоциональную сферу.